Страничка учителя русского языка
Я, Бондарь Елена Николаевна, в 1987 году окончила Харьковский государственный университет имени А.М. Горького по специальности «русский язык и литература».
Почему я выбрала профессию учитель? Во-первых, я мечтала об этом с детских лет, во-вторых, всегда хотела, взяв ребенка за руку, увести его в интересный и увлекательный школьный мир. Я испытываю чувство удовлетворения, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и понимаю, что он может самостоятельно идти дальше. Считаю, что каждый ребенок - это звездочка, которая лишь до поры до времени сдерживает свое сияние. Мы, учителя, имеем дело с хрупким материалом, детской душой. Есть одна притча, значение которой для меня является педагогическим кредо. Желая испытать учителя, ученик поймал мотылька и принес его в класс. Он рассуждал: «Спрошу учителя - жив этот мотылек или мертв, если скажет - мертв, я раскрою ладонь, и он улетит, а если скажет - жив, я сожму пальцы, и он погибнет». Мудрый учитель сказал: «Все в твоих руках». И действительно, все находится в руках человека, в руках учителя и в руках самого ученика.
Я должна открывать мир своим ученикам, и в этом процессе мы дополняем друг друга. Поднятая рука - не только сигнал ребенка «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Желание ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. И тогда дети раскрывают свои возможности на каждом уроке. Я безмерно люблю свою работу. На одном дыхании пролетели годы. Были заманчивые перспективы уйти из школы. Но подсознание говорило: «Твое место в школе». Как я могу жить без заливистого смеха моих учеников, без их перешёптывания, молчания, безмятежности. Как «поёт душа», когда видишь, что твой труд не пропал даром! Что ученики пошли по твоим стопам! Нас, учителей, независимо от преподаваемых предметов, программ и технологий волнуют одни и те же проблемы: что надо сделать, чтобы за 45 минут дать качественные знания учащимся, как рационально использовать время, как повысить интерес у учащихся, как приучить их работать самостоятельно.
Среди огромного числа этих проблем, решаемых отечественной школой и педагогикой, пожалуй, наиболее острой является: проблема дифференциации обучения, которая является актуальной на сегодняшний день. Что такое дифференциация? Это различие, разделение. Что же разделяется в процессе обучения? Разделяются, а точнее, выделяются отдельные группы учащихся, обучение которых строится по-разному.
За методологическую основу дифференированного обучения взяла две модели: «Внутриклассная дифференциация» (Н.П.Гузик) и «Технология индивидуализации обучения» (И.Э.Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков). Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Некоторые учителя боятся, чтобы в процессе деления на группы к ученикам не приклеились ярлыки «сильный», «средний», «слабый». Но учащиеся и сами осознают, кто на что способен. Цель деления состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника.
В чем сущность инновационного опыта? Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также распределять задания по сложности и объему. В ходе занятия ни один ребенок не остается без дела, каждый ученик стремится полностью самореализоваться. Работа ведется не только по учебнику, но и используется дополнительная литература, справочники, словари разного типа, карточки с заданиями, наглядный материал. Считаю, что дифференцированный подход предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ребенка.
Хочется напомнить о несомненной связи между практической грамотностью человека и его образованием, всесторонним интеллектуальным развитием. Наша задача – дать ученику возможность такого развития, создать условия, воспитать человека, любящего мудрость написанного слова, помочь становлению свободной, гуманно мыслящей личности.