Рекомендации родителям первоклассников
Уважаемые родители первоклассников! Для того чтобы уберечь вас от некоторых, к сожалению, очень распространенных ошибок, мы хотим предложить вам несколько советов. Прочитав, подумайте, какие из них наиболее актуальны для вас и вашей семьи. Попробуйте следовать этим советам. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком.
- Будите своего ребенка спокойно. Проснувшись, он должен видеть вашу улыбку и слышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по мелочам, даже если вчера предупреждали.
- Не торопите. Рассчитывать время – ваша задача, и если вам это плохо удается, то это не вина ребенка.
- Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих оценок» и т. д. пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
- Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не задавайте ему тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если же ребенок слишком возбужден, если хочет поделиться чем-то, не игнорируйте, послушайте – это не займет много времени.
- Если видите, что ребенок расстроен, но молчит, не расспрашивайте, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
- Выслушав замечания учителя, не спешите ругать, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем состоялся без ребенка. Кстати, не лишним будет выслушать «обе стороны» и не спешить с выводами.
- Если ребенок занимается дома, не заставляйте делать все задания в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут «перерыва». Лучше, если они будут подвижными. Лучшее время для занятий дома с 15.00 до 17.00.
- Во время выполнения заданий не сидите «над душой». Дайте ребенку возможность работать самостоятельно. Но если уж необходима ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается).
- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», иногда условия становятся неосуществимыми независимо от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
10. Найдите на протяжении дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
11. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом. Не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
12. Помните, что на протяжении учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижается работоспособность. Это:
Ø первые 4-6 недель для первоклассников;
Ø конец второй четверти;
Ø первая неделя после зимних каникул;
Ø середина третьей четверти.
В эти периоды следует быть особо внимательными к состоянию ребенка.
13. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели трудностей в обучении.
14. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже взрослый» 6-7-летним детям) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю «контрольную» и т. д.
15. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
16. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек не менее авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы он был спокойным, хорошим и радостным. Немного постаравшись, можно прожить его без нервов и нотаций.
Адаптация учащихся пятого класса к новой ступени обучения |
Родителям пятиклассников
Пятый класс для учащихся довольно сложный период, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации. Психологическая адаптация – процесс приспособления к новым условиям и обстоятельствам жизни (в данном случае – к условиям обучения в среднем звене школы, к новым требованиям, повышению учебной нагрузки и т. д.).
В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, наоборот чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. У большинства детей процесс адаптации длится 2-4 недели.
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
Успешность адаптации пятиклассников обусловлена совокупностью внешних и внутренних факторов:
Ø к внутренним факторам относятся состояние здоровья пятиклассника, уровень интеллектуального развития, эмоциональная устойчивость, самоконтроль поведения, работоспособность, дисциплинированность, добросовестность, решительность, коммуникативные способности, социальная смелость, учебная мотивация, а также степень сформированности учебной деятельности;
Ø к внешним факторам относятся экология, социально-экономические характеристики семьи, особенности образовательной среды (согласованность программ обучения, организация учебного процесса, тактика педагогических воздействий, согласованность требований к деятельности).
Каждый переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.
Возрастные психологические особенности пятиклассников |
Признаки успешной адаптации |
Признаки дезадаптации |
· потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; |
· удовлетворенность ребенка процессом обучения; |
· усталый, утомлённый внешний вид ребёнка; |
· повышенная утомляемость; |
· ребенок легко справляется с программой; |
· нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне; |
· стремление обзавестись верным другом; |
· степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; |
· стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы; |
· стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; |
· удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. |
· нежелания выполнять домашние задания. |
· повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; |
|
· негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; |
· стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; |
|
· жалобы на те, или иные события, связанные со школой; |
· отсутствие авторитета возраста; |
|
· беспокойный сон; |
· отвращение к необоснованным запретам; |
|
· трудности утреннего пробуждения, вялость; |
· восприимчивость к промахам учителей; |
|
· постоянные жалобы на плохое самочувствие. |
· переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; |
|
|
· отсутствие адаптации к неудачам; |
|
|
· отсутствие адаптации к положению «худшего»; |
|
|
· ярко выраженная эмоциональность. |
|
|
· потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; |
|
|
· повышенная утомляемость. |
|
|